Яуза - самый
крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река столицы (после
Москвы-реки). Яуза расположена в северо-восточной и центральной части Москвы.
Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в
пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.
Река берёт
начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки
Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные
притоки: справа— Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский
ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева
— Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой
Рожок, Гольяновский
ручей, Леоновский
(Высоковский) ручей. В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина,
пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и
Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в
Москву-реку у Большого Устьинского моста.
Яуза
известна по летописи 1156 г. как Ауза. Предлагались
этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н. Топоров
(1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским
апеллятивом auzajs, auzaine и
др. в значении «стебель овса,
ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие реки Стебельки
по соседству с Яузой. Параллельно существует версия, что это
искаженное «язва» - трещина, эрозия на поверхности земли.
Долина
Яузы обладает интересными геоморфологическими особенностями. По своей ширине она
соразмерна долине р. Москвы, а по высоте соответствует 3-й надпойменной террасе
(Ходынской). Участки, соответствующие более молодым террасам (1-й и 2-й),
крайне узки. Поэтому предполагают, что древняя долина Яузы (3-я терраса)
выработана более мощным потоком, чем современная река. По сути это означает, что верховья Клязьмы и
Яуза были одной рекой. Этим может
объясняться странная близость Клязьмы от современной истокова Яузы. В доюрские времена аналог Яузы протекал
значительно восточнее. Долина Яузы врезана не так глубоко, как врезаны, например,
долины рек Москвы, Сходни или Сетуни. В этом сказывается пограничное положение
яузской долины - между Клинско-Дмитровской возвышенностью и Мещерской
низменностью. Но приречные уступы имеются и здесь. Высокий берег Яузы между
устьями Хапиловки и Синички или только вблизи устья Синички назывался
Введенскими горами. Левый берег ниже устья Золотого Рожка – Таганский холм.
Сев. склон Таганского холма - Лыщикова гора. Из природных объектов на правом
берегу Яузы были Ширяево поле (низовья Собачьего ручья), Сокольницкое поле
(выше устья Рыбинки), Васильевский луг (ок. устья Яузы).
В IX - XI вв. Яуза имела общероссийское транспортное
значение, являясь частью водного пути с юга России во Владимир (по верховьям
Оки, вверх по Наре, через волок от Полецкого озера к верховьям р. Москвы, вниз
по р. Москве до устья Яузы, вверх по Яузе, через волок от верховья Яузы на
Клязьму, вниз по Клязьме). Транспортное значение Яузы было обусловлено относительной
прямизной водного пути около устья (в сравнении со Сходней) и близостью
верховьев от Клязьмы. Эти особенности
предопределили успешное развитие
города Москвы вблизи
устья Яузы.

и со временем смогла
приобрести радиально-кольцевую структуру, оказавшуюся столь удобной во многих
отношениях.
В XVII в. Пётр I создаёт на
Яузе флот. Здесь строится фабрика по выделке парусов.
В XIX веке, в период бурного
промышленного развития Москвы, берега Яузы беспорядочно застраиваются, река
загрязняется (в шутку именуется москвичами общегородской «язвой»), но выше
города она ещё какое-то время остаётся чистой и привлекательной для дачников.
В середине XX века на
реке ведутся работы по строительству набережных на судоходном участке. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки
нескольких низконапорных гидроузлов. В общей
сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале – шлюз
и судоподъёмник и четыре шлюза на Яузе. По всей видимости план капитальной
реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно
судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше
Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла
(расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно
превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был
реализован за исключением постройки в 1940 году в
3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Он был построен по проекту
архитектора Г.П. Гольца. Название гидроузлу было дано по находившейся
рядом Сыромятной слободе (Сыромятники). Ниже плотины гидроузла у правого
берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка
судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и
Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.
Для
«обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому
волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал
прошёл по трассе одного из участков Северного канала.
В 70-х годах
двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла
Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка
Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся
застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы
впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и
Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были
завершены в 1979 году.
Но
в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки.
Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения
на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых
предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.
Большое
внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная
часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками
природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили
усадьбы Леоново и Строганова.

Сейчас
на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный
ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров,
Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых.
Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в
искусственные берега из габионов.

В
настоящее время на берегах Яузы построено множество великолепных парковых зон и
зон отдыха.
Архипкина Анна
Слишком много
ОтветитьУдалить