
Река Яуза берет свое начало от болот Лосиного острова и несет свои воды через город Мытищи в столицу, где впадает в р. Москву. На Яузе расположено множество мостов пешеходных, автомобильных и железнодорожных, а также памятник архитектуры: Ростокинский акведук.
Первым на пути реки встречается коллектор под Акуловским водоканалом, построенный в 1933 – 1937гг. Затем мост Фуражного проезда (дамба моста относится к линии мытищинского водопровода 1892 года). Мост Ярославского шоссе, реконструированный в 2006—2008 гг. на месте более старых мостов, далее мост у Ярославского шоссе построенный в 2008 году.

За более чем вековую историю завод выпускал товарные, пассажирские, багажные вагоны, вагоны для городских конных железных дорог, вагоны трамваев. На предприятии были разработаны и изготовлены первые в стране автомотрисы, электрички, вагоны метро.
Вагоны метро используются во множестве российских городов, а также в Ташкенте, Минске, Баку, Тбилиси, Ереване, Харькове, Киеве, Будапеште, Софии, Варшаве, Днепропетровске и Праге. Всего на мытищинских вагонах работает 18 метрополитенов.
Отдельное направление работы завода — рельсовые автобусы. Эти относительно новые для отечественных железных дорог машины предназначены для работы на пригородных и межобластных не электрифицированных маршрутах.
На территории завода «Метровагонмаш» Яуза частично заключена в коллектор.
Далее реку пересекают железнодорожные мосты Ярославского направления московской железной дороги, мост Станционной улицы, мост улицы Мира, мост улицы Щербакова, мост Пролетарской улицы, мост 1-й Крестьянской улицы, мосты у Новомытищинского проспекта, пешеходный мост. На месте старинного моста Троицкой дороги теперь располагается автомобильный мост Центральной улицы Тайнинского. Затем реку пересекает мост дороги Тайнинское – Челобитьево.
После пересечения моста московской кольцевой автодороги Яуза течет в черте города Москвы. Первым в столице реку встречает автомобильный мост Широкой улицы, построенный в 1986 году по проекту инженера М.Б. Генина и архитектора В.Е. Корси. В непосредственной близости от моста в Яузу впадает река Ичка.
Затем Яузу пересекает один из многочисленных декоративных пешеходных мостов, построенных в 2007-2012 годах во время реконструкции поймы реки в Северо-Восточном округе Москвы. Ниже по течению расположен Осташковский мост, построенный на месте старинной дороги и моста у деревни Ватутино.
На границе районов «Северное Медведково» и «Бабушкинский» расположен мост Енисейской улицы. Он был построен в 1997 – 1998 годах, взамен устаревшего.
Ниже по течению находится Медведковский метромост, расположенный на перегоне "Бабушкинская - "Медведково" Калужско-Рижской линии Московского метрополитена. Мост располагается на территории рекреационной зоны. В отличие от остальных шести полноценных метромостов, Медведковский официального титула «метромоста» (невзирая на конструкцию) не носит, из-за чего не отображён на многих технических картах.
Мост железобетонный, двухпролётный. Под мостом по обоим берегам сделаны пешеходные дорожки. Длина моста: 42,5 метра (два вагона), что делает его самым маленьким метромостом в Московском метро. Построен в 1978 году при продлении линии на север. Находится в 250 метрах к югу от станции «Медведково». Мост закрытый и сверху присыпан землёй. Пассажиры, которые едут в поезде не замечают, что едут по мосту, если не посмотреть из вагона вниз на путь, однако для прогуливающихся сверху отчётливо слышен гул и ощущается вибрация почвы. Насыпь моста находилась в плохом состоянии до 2007 года, когда территория метромоста была облагорожена, наверху были разбиты клумбы и цветники, сделаны декоративные деревянные лестницы.
Несмотря на то что в Москве существуют и другие крытые «метромосты» - насыпи (например, Волжский, Северо-Бутовский), Медведковский является единственным типом конструкции, полностью поддерживающей тоннельные перегоны на собственных опорах, и расположенной над естественным уровнем почвы данного ландшафта (т.е. для возведения моста Яузу не вносили в коллектор и не опускали ниже точки нулевого уровня). Теоретически - это полноценный метромост, несущий на себе, вместо открытых, крытые, помещённые в бетонные тюбинги пути и засыпанные сверху грунтом. Под метромостом с обеих сторон также имеются просветы приблизительно в два метра высотой, где вдоль реки может пройти человек.
В Бубшкинском районе Яузу пересекает мост у Олонецкого проезда, изначально в середине 1970-х годах мост строился как автомобильный, однако используется как пешеходный.
Далее расположены первый и второй Медведковские мосты, мост-платина, мост Бескудниковской железнодорожной ветки, использовавшийся как железнодорожный до 1986 года, после нескольких реконструкций (последняя в 2003 году) используется как пешеходный.
Около усадьбы Свиблово на Яузе расположены три деревянных пешеходных моста. Подмосковная усадьба «Свиблово», расположенная около реки, была образована в 1704 году Кириллом Алексеевичем Нарышкиным. Он выстроил каменные палаты, каменную Троицкую церковь (1708—1709), солодовенный завод, но после Полтавской битвы вывез своих людей в другие вотчины, а в Свиблове поселил пленных шведов и «всяких мастеровых людей».
В конце XIX века владение принадлежало Аршаку Бакшиевичу (Александру Борисовичу) Халатову, крупному торговцу шёлком и другими восточными товарами и московскому домовладельцу, затем перешло в собственность к горному инженеру Георгию Бахтияровичу Халатову.
После октябрьского переворота имение было национализировано.
В 1970—1980-х годах в усадьбе проводились реставрационные работы. В 1994 году храм, получивший статус патриаршего подворья, и четыре исторических здания усадебного комплекса были переданы Русской православной церкви. В главном усадебном доме запланировано открытие музея Туринской плащеницы.
Рядом с проездом Серебрякова Яузу пересекает автомобильный мост, построенный в 1986 году. После него через реку проходит мост Малого кольца Московской железной дороги, предназначенное для грузовых перевозок между всеми магистральными железнодорожными направлениями столицы (девять направлений Московской железной дороги и одно направление Октябрьской железной дороги. Открыто Малое кольцо в 1908 году).
В районах Останкинский и Ростокино расположены мосты у Сельскохозяйственной улицы, улицы Вильгельма Пика, у Леоновского пруда, а также три Ростокинских моста: трамвайный, автомобильный, по которому проходит трасса проспекта Мира, и пешеходный.
В низ по течению над Яузой возвышается памятник архитектуры Ростокинский акведук, рядом с ним раскинулась великолепная парковая зона с танцплощадкой.
У устья реки Копытовки расположен пешеходный мост, затем Яузу пересекает мост Ярославского направления Московской железной дороги.
Следующий мост на пути Яузы – Богатырский – это низкий мост, на котором организованно пешеходное, автомобильное и трамвайное движение. Он является первым мостом, недоступным для возможного судоходства по Яузе. Затем Реку пересекает мост закрытой в 2006 году Краснобогатырской ветки железной дороги.
Далее, на территории завода «Красный богатырь» расположены два автомобильных моста. Красный богатырь выпускал резиновую и резино-текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши, боты и др.), формовые и неформовые изделия.
Завод был создан в 1887 как Московское товарищество резиновой мануфактуры в селе Богородском, в 1910 был преобразован в акционерное общество «Богатырь».
Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г.А. Гельриха и заявлен как памятник архитектуры. Предприятие, у истоков которого стоял видный банкир Л.С. Поляков, было широко известно — держателями его акций была императорская семья.
После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 завод назван «Красным богатырём». С 1927 организовано конвейерное производство. В 1971 году завод был награждён орденом Ленина.
Вплоть до конца 80-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви — ботики мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. Но в 90-е годы производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х было полностью остановлено.
В настоящее время корпуса завода отданы в аренду различным организациям — в них располагаются офисно-деловой центр, московская ярмарка увлечений и др. Существуют планы по благоустройству и застройке заводской территории жилыми и коммерческими зданиями.
После завода «Красный богатырь» Яузу пересекает пешеходный мост у Черкизовской КНС, затем автомобильный Олений мост, построенный на месте старого железнодорожного моста, существовавшего до 1960-х годов. Олений мост является верхней границей возможного судоходства на Яузе.
Ниже по течению реки расположен Глебовский автомобильный мост, соединяющий районы «Преображенское» и «Сокольники». За ним Преображенский метромост, открытый 31 декабря 1965 года. Далее Матросский мост, получивший свое название от Матросской слободы, располагавшейся рядом с рекой в петровские времена. Первый деревянный мост появился на этом месте в 1793 году и был построен на средства московского купца Мазаева. В 1910 году этот мост был заменен однопролетным каменным, современный мост имеет три пролета и длинной 206 метров.
Два пешеходных моста расположены на Русаковской набережной (построены в 1970-х годах).
На Большой Семеновской улице Яузу пересекает Электрозаводский мост, построенный в 1954 году по проекту инженеров Ю.Ф. Вернера, С.М. Замятина и архитектора С.П. Леонтовича на месте Рубцовского (или Покровского) моста. Свое название мост получил от находящегося рядом Электрозавода.
Ниже по течению расположен мост Казанского направления Московской железной дороги. Далее пешеходный Рубцов мост, реконструированный в 2002 году, до реконструкции мост не имел названия. Название моста связано с существовавшим на этом месте селом Рубцово-Покровское.
Госпитальный мост был построен в 1941 году на месте более старого моста.
Далее Лефортовский мост, сооруженный в 1781 г. Его прежнее название - Дворцовый, по тем дворцам, которые находились по обеим берегам Яузы - Головинскому, Лефортовскому и Слободскому. Был переименован в ходе реконструкции в 1940 году.
Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, первого постоянного, выстроенного в 1692 г. через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, первого постоянного, выстроенного в 1692 г. через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 г. повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного московорецкого моста. С правой стороны расположены корпуса МГТУ имени Баумана. Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого реализовывалась очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома. С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был заново отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П. Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.
В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк, расположенный с левой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель, протяженностью 3 км. Это четвёртый по длине городской тоннель Европы.
Лефортовский парк, расположенный с левой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель, протяженностью 3 км. Это четвёртый по длине городской тоннель Европы.
Дальше на пути Яузы возвышается Мост Третьего транспортного кольца, построенный в 2003 году.
Кривоизогнутый Салтыковский мост был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Название моста происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.
Ниже по течению – Сыромятнический (Яузский) гидроузел. В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров и устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П. Гольца. Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года.
Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.
Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.
С правой стороны раскинулись Сыромятники. Название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Затем Яузу пересекает элегантный пешеходный Таможенный мост.
Он сооружен в 1939 году и назван так по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до моста.
Он сооружен в 1939 году и назван так по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до моста.

Автомобильный Костомаровский мост был построен в 1941 году по проекту инженера Ю.Ф. Вернера и архитекторов И.В. Ткаченко и К.Т. Топуридзе на месте старого кирпичного арочного моста. Мост соединяет Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь. Площадь названа так XIX по Спасо-Андроникову монастырю, возле которого она находится.

Монастырь относится к числу одних из первых монастырей - сторожей, построенных для защиты Москвы от вражеского нападения. В монастыре жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. В настоящее время в монастыре находится Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Также за стенами монастыря находится одна из самых древних построек Москвы - Спасский собор (1420-1427 гг.).
После Костомаровского Яузу пересекает Высокояузский мост, по которому проходит трасса Садового кольца. Начало Садовому кольцу было положено в 1816 году проектом Комиссии для строения Москвы. Этот проект предлагал снести остатки земляного вала, который утратил свои фортификационные функции, засыпать обмелевший и осыпавшийся ров, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощенную булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 метров из общего расстояния, уже тогда достигавшего 60 метров. На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники по своему вкусу. К 1830 году проект был реализован, и за некоторыми исключениями на всем протяжении улицы раскинулись палисадники. Круговое расположение улицы и наличие большого количества садов определили ее название – Садовое кольцо.
Ниже по течению Яузы располагается пешеходный Тессинский мост, названный в честь известного ранее домовладельца Тессина. Современный мост построен в 1991 -1992 годах недалеко от того места, где ранее был старый Тессинский мост 1887 года (разобран в 1930-х годах при строительстве набережных Яузы).
Далее – Астаховский мост, построенный в 1940 году по проекту инженера И.Н. Гольбродского и архитектора И.В. Ткаченко на месте бывшего Яузского моста. Яузский мост был построен подрядчиком Андреяновым в 1805 году, работы велись без технического надзора, и мост оказался несколько длиннее и ниже, чем предполагалось по проекту. В следствие чего неоднократно перестраивался. Новый Астаховский мост получил свое название в честь 19-летнего рабочего революционера Иллариона Астахова убитого на этом мосту в 1917 году во время демонстрации рабочих Рогожско-Симоновского района.
Перед впадением Яузы в реку Москву ее пересекает Малый Устьинский мост (название моста связано с его месторасположением в устье реки Яузы). Мост построен в 1938 году и соединяет Москворецкую набережную с Котельнической.
На Котельнической набережной возвышается одно из высотных зданий Москвы, построенное по проекту Д.Н. Чечулина, А.К. Ростковского, инженер Л.М. Гохман. Строительство жилого дома на Котельнической набережной курировал Лаврентий Берия.
Высота здания 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улочек и переулков. Здание состоит из трех корпусов, в которых, в общей сложности, в нем расположены разнообразные магазины и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе — 32 этажа, в боковых — 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей — мрамор, гранит, металлическое орнаментальное обрамление оконных проемов.
Здание на Котельнической как и многие другие высотные сооружения Москвы используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра. В этом доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей — мрамор, гранит, металлическое орнаментальное обрамление оконных проемов.
Здание на Котельнической как и многие другие высотные сооружения Москвы используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра. В этом доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий